Насколько популярны в мире цельнозерновые продукты? В Англии, например, безусловно.
Сотрудниками отдела Диабета и Наук о Питании Королевского Колледжа, Лондон, и еще четырех научно-клинических учреждениях Великобритании написан обзор о современных тенденциях в питании жителей страны. Авторы работы считают, что за последние десять лет рацион британцев существенно изменился в пользу «оздоровления». Они делают такие выводы на основании данных по анализу результатов «Национального исследования здоровья и развития» ( the Medical Research Council National Survey on Health and Development) 989 человек обоего пола. Среди продуктов, потребление которых особенно возросло, называются цельнозерновые, рыба, овощи и фрукты, обезжиренное молоко. Прослеживается выраженная тенденция замены белого хлеба на зерновой ( Eur J Clin Nutr. 2014).
Растет популярность цельнозерновых продуктов и в США – так считают авторы обзорной статьи, сотрудники Отдела Наук о Пище и Питании Университета Миннесота, США и Института Питания General Mills Bell, Индии. В статье проанализированы источники потребления клетчатки в США на основании данных глобального обследования National Health and Nutrition Examination Survey в 2009-2010 г.г. Авторы работы показали, что жители США в возрасте старше 2-х лет, которые потребляют много цельнозерновых продуктов, обеспечивают себя вполне достаточным количеством клетчатки. Дети/подростки и взрослые, предпочитающие цельнозерновые, по сравнению с теми, кто таких продуктов не употребляет, получают клетчатки больше в 59 и 76 (!) раз, соответственно. Наиболее потребляемыми цельнозерновыми для групп дети/подростки и взрослые были следующие: дрожжевой хлеб (24% и 27%, соответственно), готовые цельнозерновые завтраки (25% и 20%), овсяные продукты (12% и 21%). Авторы работы делают вывод о том, что основным источником клетчатки для жителей США всех возрастов являются, вне всякого сомнения, именно цельнозерновые продукты (Nutr Res. 2014 ) .
Подобное исследование было проведено и в Швеции. В Отделе Пищи, Питания и Диететики Университета г.Уппсала изучали специфику потребления в стране хлеба, преимущественно цельнозернового и ржаного. Всего было опрошено 1435 человек. Одна треть участников использовала в пищу преимущественно белый хлеб. В основном это были более молодые, менее образованные жители Швеции, а также дети из семей с недостаточным потреблением фруктов и овощей, но избытком конфет и всевозможных закусок. Люди в возрасте, более образованные и обеспеченные, предпочитали «здоровые» виды хлеба - обычный цельнозерновой и цельнозерновой ржаной с закваской, а также хрустящий (специфический для Швеции). У тех, кто больше ел такого хлеба, соответственно, и обеспеченность клетчаткой была лучше. Авторы работы считают важнейшей задачей для диетологов и технологов-пищевиков сделать цельнозерновой хлеб более привлекательным, в первую очередь для молодых (18-30 лет) жителей страны, семей с детьми и менее образованных субъектов (Food Nutr Res. 2014 ) .
А вот во Франции ситуация, как ни странно, хуже всего. Подобный неутешительный вывод был сделан в Отделе Эпидемиологии Питания CNAM, Парижский Университет Бобиньи, где изучали потребление цельнозерновых жителями Франции различных возрастов. Исследование под названием «Поведение и Потребление Пищи» (Comportements et Consommations Alimentaires) было проведено в 2010 г. Интересно, что более половины опрошенных никогда таких продуктов в свой рацион не включали! У тех же, кто все-таки использовал их в пищу, уровень потребления был крайне низкий - около 9,1 г в день детьми и 14,4 г в день взрослыми. Основными источниками цельнозерновых оказались для детей и подростков завтраки и для взрослых - хлеб. Потребители цельнозерновых больше получали клетчатки, многих витаминов и минералов. У взрослых – любителей цельнозерновых, но не у детей, количество субъектов с ожирением и избытком массы тела снижалось по мере увеличения потребления этих продуктов. Опрос также показал, что большинство французов прекрасно осведомлены о пользе цельнозерновых и клетчатки, но – увы, рекомендациям специалистов мало кто следует (Br J Nutr. 2014).
Причем, такой странный негативизм и скепсис вовсе не связан с более низкими вкусовыми качествами цельнозерновых продуктов. Свидетельство тому – результаты исследований, проведенных в Университете штата Миннесота, США. Авторы его сравнили «поедаемость» детьми пиццы, изготовленной с использованием обычной или цельнозерновой муки. Дети были выбраны потому, что представителей этой категории граждан сложно заставить съесть какое-либо блюдо, рассказывая сказки о его полезности; для них основное – вкус пищи. В ходе исследования были опрошены 120 детей в школьных кафетериях и 394 - в ресторанах. Оказалось, что дети охотно съедали любую вкусную пиццу, вне зависимости от вида используемой для ее изготовления муки. Иными словами, вкусовые характеристики у более полезной пиццы, изготовленной с использованием цельнозерновой муки, были такие же, как у менее «здоровой», тесто для которой было приготовлено из муки высококачественной, очищенной. С целью повышения потребления клетчатки детьми (да и взрослыми тоже) авторы предлагают в крупных сетях быстрого питания использовать именно цельнозерновую муку (Public Health Nutrition. 2014).
Увлекаются такими продуктами и а далекой Австралии. Сотрудниками Университетов Канберры и Воллонгонга написан обзор о частоте потребления жителями страны цельнозерновых завтраков. Авторы использовали 232 статьи, представленные в базах данных Scopus и Medline. Судя по полученной информации, такая еда оказалась эффективной для контроля массы тела, при лечении сахарного диабета, сердечно-сосудистых заболеваний, гипертензии, патологии пищеварительной системы, заболеваний зубов и полости рта и даже нарушений психического здоровья. Авторы ранжировали представленные данные на 4 группы – от эффектов убедительно доказанных, которым можно верить и использовать на практике (группа А) до весьма сомнительных (группа D). Так, они посчитали доказанным, что применение овса, ячменя и псиллиума (клетчатки семян подорожника) снижает уровень холестерола и регулирует липидный профиль крови, а также может улучшать функции толстого кишечника. Все эти эффекты зерновых авторы смело отнесли к группе А. Регулярное потребление цельнозерновых завтраков связывают также со снижением риска развития избытка массы тела или ожирения, а также сахарного диабета – такие результаты, как менее доказанные, уже попали в группу В. А вот информацию о том, что подслащенные завтраки не способствуют набору массы тела, авторы отнесли как требующую проверки, в группу С. Сюда же попали сведения о том, что потребление таких завтраков снижает уровень сердечно-сосудистых заболеваний. Что касается влияния цельнозерновых на риск развития гипертензии, то для окончательного подтверждения этого факта требуются дополнительные исследования (Adv Nutr, 2014).
Цельнозерновые продукты безусловно, полезны, сомнений в этом нет. Но насколько же накладно включать в свой рацион? Такие экономические расчеты провели сотрудники Отдела Эпидемиологии и Статистики Национального Института Ребенка, Здоровья и Развития Человека, Бетезда, США, проанализировав стоимость самых популярных «здоровых» стилей питания. Для этой цели они опросили 252 молодых человека, больных сахарным диабетом – для них следование таким рационам было не данью моде, а жизненной необходимостью. Оказалось, что суточная стоимость наиболее качественной с точки зрения здоровья диеты была только на $0.68 (в нынешних ценах – около 30 рублей) выше, чем стоимость рациона нездорового. Наибольшее количество денег приверженцы здорового питания тратили на цельнозерновые продукты, «тощее» мясо, низкожировое молоко и минимум - на обычное мясо и молочные продукты с повышенным содержанием жира. Авторы делают вывод, что придерживаться здоровой диеты вполне возможно с финансовой точки зрения и заключают - «Деньги, потраченные на цельнозерновые продукты – это деньги, потраченные не зря!». Трудно с ними не согласиться (J of the Academy of Nutrition and Dietetics. 2014).
Итак, за последние десять лет цельнозерновые продукты плотно вошли в жизнь жителя большинства развитых стран и становятся неотъемлемым элементом их рациона. И россиянам в этом отношении отставать как-то не к лицу.